Беной сегодня
» » Солтамурад Беноевский

Солтамурад Беноевский

26 апр 2017, 14:35, Admin
6     505
Солтамурад Беноевский

Шел 1807 год. Продолжались нескончаемые многовековые русско-чеченские войны. Отряд беноевцев возвращался домой после кровопролитного Ханкальского сражения против русских войск генерала Булгакова, пришедших с огнем и мечом на чеченскую землю. Чеченцы остановились перед одним из подъемов на отдых. Неунывающие горцы смеялись и шутили, вспоминая смешные ситуации из сражения в Ханкале. Лишь серьезный Солумгири как всегда погрузился в думы.

- Что задумался? - спросил его подошедший товарищ.

Сев рядом, он настроил свой дечиг-пондар и, перебирая пальцами струны, запел звучным

сильным голосом:

- Споем про турпала Нохчо!


Неохотно приближаешься к старости,
Неохотно удаляешься от молодости.
Не хотите ли, добрые молодцы,
Про турпала Нохчо послушать песню?
Как искры сыплются от булата,
Так мы рассыпались от турпала Нохчо.
Родились мы в ту ночь,
Когда от волчицы родятся щенки.
Имена нам были даны в то утро,
Когда ревел барс.
Такими произошли мы от предка нашего турпала Нохчо!


Обступившие певца чеченцы в восторге восклицали: "Х1айт,
маржа дуне я!", - салютуя выстрелами из пистолета.
Разгоряченного Солумгири обнял подошедший к воинам проезжающий
мимо путник:

- Солумгири! Я принес тебе хорошую новость. У тебя родился сын!

Солумгири выстрелил в воздух и в награду за весть отдал в подарок свой пистолет. Своего первенца Солумгири нарек Солтамурадом...
Солумгири был узденем среднего достатка. В хозяйстве имел
несколько быков, верховую лошадь, пару упряжных лошадей. Две
небольшие отары паслись в Белое и в местечке рядом с
Бачи-Юртом. Всего в его семье было 3 сына и 4 дочери.

Самым старшим сыном в семье Солумгири был Солтамурад. Младше
Солтамурада на три с половиной года был Муна и на шесть с
половиной лет - Ханмурд.

Солтамурад рос характером в отца,
серьезным и ответственным. Как старший из детей, он рано уже
помогал отцу в хозяйстве, смотрел за братьями и сестрами.
Мальчишеских обид не прощал, и хотя не был задирист, но когда
вынуждали, дрался до конца, молча, упорно и отчаянно. Очень
скоро упрямый мальчишка, которого невозможно было победить,
завоевал авторитет среди сверстников. Люди рассказывают, что
когда Солтамураду исполнилось тринадцать лет, и беноевский
отряд с другими чеченцами выступил к грузинской границе для
боев с вторгшимися в Чечню русскими войсками, то к ним
попытался присоединиться и Солтамурад. Воины, сказав, что он еще мал, не взяли его с собой. Но
Солтамурад тайно обошел их, и когда отряд был уже далеко от
родного селения, вышел к ним навстречу. Воинам пришлось взять
его с собой. В бою с царскими войсками Солтамурад получает
ружейную рану в левое плечо. Таким был его первый бой с
царскими захватчиками.

Солтамурад с детства буквально впитывал
в себя сказки и предания, рассказы стариков об исламе и
истории чеченцев, их происхождении, о знаменитых героях.
Как-то он спросил у своего отца Солумгири, откуда происходят
чеченцы. Отец после некоторых раздумий ответил: "Люди
рассказывают по-разному, но я расскажу тебе только то, что
слышал от ученых мулл (а они читали в старинных чеченских
хрониках, написанных на арабском языке). Говорят, что общий
предок всех нохчий был потомком Пророка Мухаммеда. Это был
Сайд-Али аш-Шами из царского рода. Он являлся правителем
страны Шам и носил титулы "шахин-шах" (царь-царей) и "сейсдуль
умараи султану салатини" (князь правителей и властелин
властителей). Этот Сайд-Али был 107-м потомком родоначальника
всех людей пророка Адама. Брат Сайд-Али Гази-Хамзат правил в
Нахчуване. У Сайд-Али было три сына - Абулхан, Рашидхан и
Хамзатхан.
После смерти их отца в 70-м году после смерти Пророка, да
будет над ним всегда благодать Всевышнего, их царская власть
перешла в руки людей неправедных, а престол их отца занял Омар
Бен Хасан аш-Шами. Братьям пришлось бежать в Нахчуван, они
ушли в Каг1азман, где жили родственники их отца, в том числе
их дядя Гази-Хамзат. Там прожили десять лет. В этом городе
смерть забрала их младшего брата Хамзатхана. Оттуда братья
ушли в Арзуман, где умер Рашидхан, а оттуда в город Халаб.
В этом городе остался жить сын Рашидхана.

Далее они по берегу моря пришли в страну абзеков, где сын Абдулхана женился на дочери абзекского князя Сурхи. Затем после ссоры с абзекскими князьями переселились на реку
Басхан, где построили башни, а оттуда переселились в Нашху.
В Нашхе от них образовалось 13 тейпов. Уже из Нашхи нохчий
стали расселяться пo всем направлениям. Предок беноевцев Биан
через Аргунское ущелье, где было основано поселение Оргун с
башнями, через Тевзане пришел сюда и основал селение Бена. Я
назову тебе имена наших предков, но не могу тебе сказать,
точно ли я запомнил их и всех ли перечислил. Моего отца, то
есть твоего деда, звали Тур, его отца Оьлкъа, затем Мохьмад,
Юьрташ, 1убайд, Элдар, Жоба (этот Жоба является
родоначальником нашего рода - гара Жоби-некъе), Бахьанда,
Йовта, Хурсул (Хурсул принял ислам), Тур, Биан (основатель
Беноя), Ал (Эл), Ул, Уз, 1амирхан. А далее имена предков я
точно не припомню: то ли Оргун, его отец Сайдхан и его дед
Абулхан (сын Сайд-Али аш-Шами). Люди по-разному говорят.
У беноевцев девять родов (гаров). Люди одного гара считаются
родственниками. Эти гары таковы: Жоби-некъе, Уонжби-некъе,
1асти-некъе, Ати-некъе, Чупал-некъе, Очи-некъе, Доьвши-некъе,
а также Эди-некъе и Гуьржмахкахой. Все мы - беноевцы -
тайповые братья и равны между собой. Мы всегда помогаем друг
другу и защищаем друг друга. Над нами шутят люди из окружающих
селений, называя нас, "большеногими беноевцами", потому что
у нас очень много людей крупного телосложения. Люди уважают
нас за бесхитростность, прямоту, верность слову и бесстрашие.
Наш тейп самый сильный и многочисленный в Чечне. Мы чистые
чеченцы. Может быть, потому что чеченцы происходят из царского
рода, они не признают князей и власти над собой. Все чистые
чеченцы называют себя "оьзда нах" - узденями, т. е. свободными
и благородными людьми".

Солтамурад хорошо запомнил слова отца. В 19 лет Солтамурад женился. У него родились три сына - Туьршил, Демилха и Т1ема. Со своими братьями Мукой и Ханмурадом Солтамурад участвует в боях чеченцев против войск Ермолова. Солтамурад вместе с другими беноевцами воевал под знаменами
имамов Авко из Герменчука и Мухаммада. Как и другие,
восхищался бесстрашием и удалью предводителя Чечни Таймин
Биболата.

Наступило перемирие в русско-чеченских войнах. Но
это затишье было предгрозовым. С 1828 года в горном Дагестане
начинается новое движение под руководством имама
Гази-Мухаммеда из аварского селения Гимры.
Весной 1830 года это движение начинает охватывать всю Чечню.
Беноевцы, селение которых посещал со своими проповедями
Гази-Мухаммед, были увлечены обаянием нового имама и
последовали за ним. Беной стал опорой имама в Чечне. Шли
жестокие сражения с царскими войсками. Сплоченные единым
порывом чеченцы и дагестанцы наносили поражения русским,
захватывали укрепления.

1 ноября 1831 года конница Гази-Мухаммеда ворвалась и частично сожгла Кизляр. Солтамурад был в первых рядах мюридов.
Весной 1832 года под Гудермесом в конном бою чеченцы разбили
наголову гребенской казачий полк. Две трофейные царские пушки
по приказу имама Байсунгура Солтамурад со своим отрядом
увезли в Беной. Еще в то время в Беное, бывшем опорной базой
движения последователей имама - Шамиля из-Гимры, Ташу-Хаджи
из Эндери и других - он заворожено слушал проповеди тестя
Гази-Мухаммеда шейха Муххаммеда ал-Яраги, просто и доходчиво
раскрывающего перед душами правоверных таинства ислама.

Летом и осенью 1832 года войска генерала Розена прошлись по Чечне,
оставляя за собой смерть и разрушения. После ожесточенного
сопротивления беноевцы отошли в леса. Войска барона
ограничились сожжением Беноя и других чеченских селений и
проследовали маршем в горный Дагестан, преследуя имама
Гази-Мухаммеда. 17 октября 1832 года последняя крепость имама -
аул Гимры - была взята штурмом, а Гази-Мухаммед героически
погиб, пронзенный царскими штыками. Тяжелораненый Шамиль сумел
пробиться через окружение. В январе 1833 года имамом Дагестана
был провозглашен в ауле Гоцатль соратник Гази-Мухаммеда
Хамзат-бек.
Другой соратник Гази-Мухаммеда Ташу-Хаджи Эндерийский в 1834
году ушел в Чечню. По приезду в Беной он остановился в доме
отца Солтамурада Солумгири, с которым у него завязалась
большая дружба. Жители Беноя по достоинству оценили ученость,
ум, святость и мужество шейха Ташу-Хаджи. Вскоре у шейха
Ташу-Хаджи (ученика шейха Мухаммада ал-Яраги) появилось многo
приверженцев и мюридов среди ичкерийских чеченцев. Солумгири
и его сыновья прилагали все усилия для выполнения поручений
шейха Taшy-Хаджи.

Уже в августе 1834 года царское военное
командование обращает внимание на деятельность Ташу-Хаджи.

19 сентября 1834 года был убит кровниками имам Дагестана
Хамзат-бек. Через несколько дней имамом Дагестана был избран
в ауле Гоцатль Шамиль.

Тем временем Ташу-Хаджи со своими сподвижниками все более
распространял свое влияние в Чечне. Уже 12 - 15 июня 1835 года
произошли бои между отрядами подполковника Пулло и имамом
Чечни Ташу-Хаджи на Аргуне. Солтамурад с другими беноевцами
неизменно сопровождали почти во всех походах Ташу-Хаджи.

В том же году Ташу-Хаджи признал Шамиля имамом и стал наибом Шамиля в Чечне. В 1836 году на Северном Кавказе, в том числе и в
Чечне, началась эпидемия холеры, длившаяся до 1840 года.
Солтамурад в составе отряда Ташу-Хаджи с февраля 1836 года
участвовал в походе в горный Дагестан, где Шамиль подчинил
себе многие селения. В 20-х числах августа 1836 года, Пулло
с царским отрядом быстрым маршем прошел до с. Зандак. Аул был
сожжен после боя. На призыв о помощи сошлись ополченцы из
окрестных селений. Подошедшие беноевцы и жители других аулов
во главе с Ташу-Хаджи вынудили царский отряд отступить. В 1837 году в конце февраля - начале марта враг вновь вторгся
в Ичкерию. 1 марта произошел бой у с. Алерой между отрядом
соратника Ташу-Хаджи Уди-муллы и войсками генерала Фези. Из
Чечни генерал Фези продолжил поход в Дагестан против Шамиля.
7 июля 1837 года у Тилитля Шамиль заключил с Фези перемирие.
Но перемирие это было недолгим. Уже в августе произошло между
ними новое сражение. В этом же году состоялось событие,
вызвавшее много разговоров в горах. Это был приезд на Кавказ
русского царя.

7 октября 1837 года император Николай I прибыл
в Тифлис. Посещение Кавказа русским царем означало переход к
более жесткому и быстрому введению русских колониальных
порядков. Так и получилось. Назначенный 30 ноября командиром
отдельного Кавказского корпуса генерал от инфантерии Головин
по указанию царя начинает на оккупированной территории вводить
русское управление. В 1838 году траур опустился на мусульман Дагестана и Чечни.
Умер святой эфенди из с. Яраги Кюринского ханства Мухаммед.
В 1839 году в связи с вводом в плоскостной Чечне русского
управления начинаются волнения среди равнинных чеченцев. По
поручению своего мюрида Ташу-Хаджи (или как называли его
чеченцы Воккха-Хьаьжа (старший Хаджи), Солтамурад, Байсунгур
и другие ездили по селениям Чечни, призывая людей к газавату.
Одновременно Ташу-Хаджи разрешал возникшие тяжбы между
жителями Ичкерии. Разрешая возникший между беноевцами спор по
поводу желания некоторых беноевцев разделить урочища между
фамилиями, шейх постановил, что урочище Беной-Ведено должно
быть в неразделенном пользовании аула на том основании, что
расчищенная поляна очищена из под общебеноевского леса. В апреле 1839 года у с.Мескеты и с.Саясан чеченцы по приказанию
Ташу-Хаджи строят деревянные укрепления. Но в мае 1839 года
поход генерала Граббе расстраивает планы Ташу-Хаджи,
готовившегося пойти для совместных действий с Шамилем в
Дагестан. Укрепления горцев были уничтожены. После боя 10 мая
1839 года Ташу-Хаджи отступил с семьей в с. Беной. Как писал
Граббе, он собирался двинуться дальше "в самый центр земли
ичкеринцев (самого сильного и воинственного чеченского
племени) к главному их аулу Беной, наиболее содействовавшему
замыслам Ташу-Хаджи".

Однако Граббе, не рискнув пойти в леса
верхней Ичкерии, повернул в Дагестан против Шамиля.
13 июня 1839 года генерал Граббе начал осаду резиденции Шамиля
Ахульго. До 22 августа продолжалась героическая оборона
Ахульго. Потеряв множество солдат и офицеров, Граббе взял этот
бастион дагестанских горцев. Но Шамиль с семьей и семью
соратниками сумел спастись и, преследуемый всеми, пробраться
в Чечню. В Чечне Шамиль остановился на три дня в с. Даттах,
где в благодарность Всевышнему за его спасение жители зарезали
быка. Из Даттаха шейха Шамиля и его людей забрал в Беной его
кунак Байсунгур. Об этом М.Н. Чичагова писала: "Жители этого
аула (Беной. - Д. Х.), окруженного лесными дебрями, всегда
отличались непокорностью и не скрывали своей ненависти к
русским. Они охотно оказали гостеприимство Шамилю" (Шамиль на
Кавказе и в России. Спб., 1889.г., с. 59).

В Беное же в это время в доме Солумгири находился чеченский наиб Шамиля шейх Taшy-Хаджи, Беноевцы оказали мюридам и Шамилю большое
уважение. Здесь, в Беное, после двадцатого числа месяца раджаб
(сентябрь 1839 года) родился сын Шамиля Мухаммад Шапи. На 7-й
день после его рождения в честь Мухаммада Шаги было зарезано
жертвенное животное. Тут, в Беное, Шамиль, Ташу-Хаджи,
Байсунгур, Солтамурад, подъехавшие сюда Магомед-Хаджи из
Герменчука, Шуаип-мулла из Центороя, Джаватхан из Дарго и
другие обговаривали дальнейшие планы действий.

Шамилю было тесно в Ичкерии, которая находилась под влиянием Ташу-Хаджи. Беседуя с учеными мужами из Беноя, Шамиль, узнав гордый и
независимый нрав беноевцев, понял, что перед ним здесь не
будут слепо преклоняться, и он может не сойтись с ними
характером. Он решает переехать в другое место, туда, где
Ташу-Хаджи имел меньшее влияние. Кроме того, ему нужно было
поближе познакомиться с Чечней.

Перед новолунием месяца шаабан Шамиль выехал с Магомедом-Хаджи, Ташу-Хаджи, семьей и мюридами в Ведено и, оставив там семью, с Шабаном из Гушкорта отправился к нему домой, в Шатоевское общество, куда потом перевезли и его семью. Нохчалла.com