Беной сегодня
» » Древность местности Бена

Древность местности Бена

02 апр 2017, 09:53, Admin
10     365
Бена очень древнее чеченское селение. В данной местности, как и во всей Чечне, люди живут с древнейших времен, по крайней мере, на протяжении 40 тысяч лет, со времен, когда люди пользовались еще каменными орудиями труда. Об этом говорят случайные находки каменных орудий труда в Беное и его окрестностях. К сожалению, никто из археологов еще не занимался раскопками в Беное.
Селение Беной упоминается в старинных арабоязычных источниках (тептарах) других народов. О селении «Баяни-Юрт» говорится в книге об истории Дербента «Дербент-Намэ». О Беное пишут также в книге 1-й половины XV века Аланского путешественника и мусульманского миссионера Аздина Вазар. В Ираноязычных источниках начала XVII века аул «Баян, где находится нефтяной колодец» упоминается как селение, на которое претендовали эндерийские князья (так же, как на Аух и Салатавию).

Убийство беноевцами кумыкского князя Хамзатхана.

Борьба беноевцев с кумыкскими князьями в XVIII веке привела к тому, что в споре за гору Бенойн лам беноевцы убили князя Хамзатхана, о чем стало известно российской администрации в Кизляре.

Причины переселений беноевцев.

Множившееся население Беноя вынуждало беноевцев переселяться на другие земли, где, живя своими общинами, беноевцы начинали играть заметную роль в социально-политической жизни чеченских селений. Так, по русским источникам, с середины до конца XVIII века в ауле Алды представители тейпа беной играли важную роль, а беноевец Ада долгое время был старшиной селения Алды, возглавляя борьбу алдынцев против князя Турлова. Кроме того, некоторые беноевцы, переселявшиеся от малоземелья или по причине кровной мести на другие земли, смешивались с другими народами, основывая среди них новые фамилии. Так, по преданиям, андийцы происходят от беноевцев. Некоторые кумыки говорят о том, что их предки происходили из Беноя. Потомки беноевцев есть среди ингушей (Ахильговы, Цицкиевы и часть Джамбулатовых) и казаков.

Принятие беноевцами ислама.

По данным беноевских тептаров, жители селения Беной одними из первых в горной Чечне приняли ислам. По крайней мере, один из беноевских предков Хурсул, живший в середине XVI века, уже считался мусульманином. В Беное Курчалойн Берсшайх, женившийся на беноевке, принял ислам. Беноевцы активно участвовали в распространении ислама в Нохчмохке. А. Берже в своей книге «Чечня и чеченцы» называет тайп беной среди коренных чеченских дворянских (узденских) фамилий.

Беноевцы в русско-чеченской войне.

Особенно видную роль беноевцы сыграли в столетней русско-чеченской войне XVIII ‒ середины XIX веков. После закрепления царских войск на плоскости Чечни и перенесения в 20-х годах XIX века крепостей на реку Сунжу, центр сопротивления чеченцев переходит в горы непокорного Нохчмохка (Ичкерии). Русские источники называют ичкеринцев (нохчмахкахой) «самым сильным и воинственным чеченским племенем». Базой и эпицентром всех политических движений стал «самый центр земли ичкеринцев, главный их аул Беной». О том, что этот аул был главным селением Ичкерии (Нохчмохка) говорили многие русские историки XIX века.

Степень непокорности беноевцев.

13 мая 1859 года вся Чечня была завоевана, а старшины всех чеченских селений изъявили царскому военному командованию свою покорность. Не покорились только беноевские аулы. Сюда в беноевские леса стянулись и другие чеченцы, не желавшие покоряться врагу. Царское командование объявило беноевцев вне закона. Вожди беноевцев Байсунгур и Солтамурад возглавили сопротивление беноевцев. Байсунгур с беноевцами, следуя своей клятве, защищал имама Шамиля в его последнем оплоте Гунибе. После сдачи Шамиля в плен, непокорный Байсунгур уходит в беноевские леса, где со своими родичами и соратниками скрывается от царских войск. Имам Шамиль хорошо знал, уважал и понимал роль беноевцев в движении чеченского народа. Уже в плену, в Калуге, давая характеристики племенам Кавказа, Шамиль в разговоре с приставом Руновским выделяет беноевцев как самых непокорных. Как считал он, именно из Беноя начинались все движения. Оттуда восстания распространялись по всей Чечне, а затем перекидывались в Дагестан. Имам Шамиль подчеркнул, что пока жив одноглазый Байсунгур, русским нельзя надеяться на мир в беноевских аулах. Царские власти начали выселение некоторых беноевцев из их аулов.

Восстание беноевцев.

Полковник Алибек с царским войском пытался захватить Байсунгура, но когда беноевцы отказались его выдать, то начал готовить новое поголовное выселение. В мае 1860 года беноевцы подняли восстание. Во главе его стали Байсунгур и Солтамурад. Их поддержали на Аргуне Ума Дуев из Зумсоя и кадий Атабай Атаев. Имамом Чечни был избран Байсунгур. К июлю восстание охватило почти всю Ичкерию. К чеченцам присоединились некоторые аулы аварцев и кумыков. Чеченцы нанесли царским отрядам ряд поражений. Но русские стянули большие воинские силы во главе с генералом Мусой Кундуховым. Используя численное, техническое превосходство, а также предательство богатых чеченцев, царские войска подавили в конце января 1861 года это восстание.

Геноцид царизма против беноевцев.

15 аулов Ичкерии было уничтожено. Беной был также сожжен. В середине февраля имам Байсунгур со своими двумя сыновьями, дочерью и ее сыном, а также некоторыми соратниками был окружен и после боя раненым был схвачен. Его наиб Солтамурад сумел вырваться из окружения и ушел на Аргун, где стал одним из руководителей горных повстанцев. Имам Байсунгур был повешен в Хасав-Юрте и похоронен в с. Пачалка (Аух). Других выслали в Россию. Царские власти решили стереть Беной с лица земли. 29 января 1861 года только из одного аула Беной было выселено 1218 человек, расселенных по 5-10 дворов в указанные им плоскостные селения Чечни. Тогда же появляется и аул Бена в Шатое (близ с. Патенкхалла). Но царским властям не удалось уничтожить непокорный Беной. Люди возвращались в беноевские леса и восстанавливали свои дома, а расселенные в других аулах беноевцы своим независимым поведением влияли на других.

Подлый метод, применённый царизмом в борьбе с беноевцами.

В ходе геноцида против беноевцев царские власти применяли и более подлый метод, стараясь через своих местных агентов унизить авторитет беноевцев среди чеченского народа. Именно в то время, когда уже после завоевания всей Чечни непокорные беноевцы продолжали сопротивляться и влияли на других чеченцев, призывая их на борьбу за свободу Родины, царские агенты стали широко распространять среди чеченцев слухи о якобы глупости беноевцев, сочинять про них анекдоты и нелепые слухи.

Новое восстание беноевцев.

После начала русско-турецкой войны в ночь на 13 апреля 1877 года началось восстание ичкеринцев. Восстание продолжалось около года. Царские военачальники, терпевшие поначалу неудачи и большие потери от чеченцев, стянули огромные силы в 25 тысяч солдат и, используя предателей из чеченцев и дагестанцев, начали уничтожать аулы. Свою политику в отношении к повстанцам генерал Свистунов в 1877 году выразил в словах: «И Беной, и Зандак надо выселить поголовно в Сибирь, или, если эти подлецы не пожелают, выморить всех зимой, как тараканов, и уничтожить голодом». Беной был полностью разрушен и сожжен, а беноевцы вновь были высланы из аула, но часть жителей все же упрямо возвращалась обратно на пепелище. На беноевцев были обрушены новые репрессии. Их выселяли, сажали в тюрьмы, убивали, стараясь выбить из них дух и стремление к свободе. Многие повстанцы, в том числе и жители Беноя, были сосланы в Россию и Сибирь.

Древность местности Бена